Приказ комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области от 24.07.2013 N 13 "О внесении изменений в приказ комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области от 14 марта 2011 года N 5 "Об утверждении ведомственной целевой программы"



КОМИТЕТ ПРАВОПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 24 июля 2013 г. № 13

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ КОМИТЕТА
ПРАВОПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 14 МАРТА 2011 ГОДА № 5 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ"

В целях обеспечения 100% охвата населения Ленинградской области системой оповещения приказываю:

1. Ведомственную целевую программу "Развитие системы информирования и оповещения органов управления и населения Ленинградской области в кризисных ситуациях на 2011-2013 годы" изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. П. 4 приказа изложить в редакции: "Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя комитета - начальника департамента правопорядка и безопасности Д.Г.Елпатьевского".
3. Настоящий приказ вступает в силу с момента подписания.

Председатель комитета
правопорядка и безопасности
Ленинградской области
С.Н.Смирнов





ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу комитета
правопорядка и безопасности
Ленинградской области
от 24.07.2013 № 13

СОГЛАСОВАНО
Вице-губернатор Ленинградской области -
председатель комитета финансов
Е.И.Елин
"__" __________ 2013 года

СОГЛАСОВАНО
Вице-губернатор Ленинградской области -
председатель комитета экономического
развития и инвестиционной деятельности
Д.А.Ялов
"__" __________ 2013 года

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ
ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ НА 2011-2013 ГОДЫ"
(с изменениями)

Паспорт ведомственной целевой программы


Наименование Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской
Главного области
распорядителя
бюджетных
средств

Наименование "Развитие системы информирования и оповещения органов
ведомственной управления и населения Ленинградской области в кризисных
целевой ситуациях на 2011-2013 годы" (далее - Программа)
программы

Должностное Председатель комитета правопорядка и безопасности
лицо, Ленинградской области Смирнов Сергей Николаевич
утвердившее Приказ комитета правопорядка и безопасности
Программу, дата Ленинградской области от "__" _________ 201_ г. № _____
утверждения,
наименование
и номер
соответствующего
нормативного
акта

Обоснование Разработка Программы обусловлена необходимостью
разработки продолжения реконструкции территориальной
Программы автоматизированной системы централизованного оповещения
Ленинградской области (далее - ТАСЦО ЛО) в 2011-2013
годах в соответствии с техническими решениями, принятыми
в рабочем проекте реконструкции, и позволит обеспечить
возможность подключения к системе передачи сигналов
гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (далее -
сигналы ГО ЧС) объектовых и локальных систем
оповещения, создаваемых на объектах с массовым
пребыванием людей, перехват радиотрансляционных центров.
Основные направления мероприятий программы
определяются:
1. Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2003
года № 1544-р "Об обеспечении своевременного оповещения
населения об угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время";
2. Указом Президента Российской Федерации от 13
сентября 2004 года № 1167 "О неотложных мерах по
повышению эффективности борьбы с терроризмом";
3. Областным законом от 13 ноября 2003 года № 93-оз
"О защите населения и территорий Ленинградской области
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера";
4. Постановление Правительства Ленинградской области
от 9 февраля 2009 г. № 28 "О комитете правопорядка и
безопасности Ленинградской области, внесении изменений в
постановление Правительства Ленинградской области от 16
апреля 2008 года № 82, а также признании утратившими
силу некоторых нормативных правовых актов Ленинградской
области" (с изменениями от 27 октября 2010 г.);
5. Постановлением Губернатора Ленинградской области
"Об утверждении Положения об организации и ведении
гражданской обороны в Ленинградской области" от 21
декабря 2009 года № 122-пг;
6. Приказом Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства
информационных технологий и связи Российской Федерации,
Министерства культуры и массовых коммуникаций от 25 июля
2006 года № 422/90/376 "Об утверждении Положения о
системах оповещения населения", зарегистрированным в
Министерстве юстиции Российской Федерации 12 сентября
2006 года, регистрационный № 8232

Соответствие Программа носит целевой комплексный характер, она
Программы максимально ориентирована на социальный эффект и решение
задачам значимых для общества задач.
социально- Реализация ведомственной целевой программы позволит
экономического обеспечить дальнейшее развитие системы оповещения
развития Ленинградской области в интересах населения и органов
Ленинградской государственной власти Ленинградской области.
области Качественное улучшение системы безопасности,
связанное с использованием системы в экономической
сфере, будет способствовать развитию науки, передовых
наукоемких информационных технологий, промышленности,
систем связи и телекоммуникаций.
В социальной сфере функционирование системы
обеспечит: повышение безопасности жизнедеятельности
населения за счет формирования у него культуры поведения
при возникновении чрезвычайных ситуаций; повышение
имиджа государственных служб, обеспечивающих
безопасность населения; обеспечение равных условий
защищенности для всех социальных групп населения.
В области гражданской обороны в особый период
(особенно в сложный отрезок времени при переводе ГО с
мирного на военное положение) будет обеспечена
непрерывность управления ГО, поступления информации,
сигналов оповещения и т.п.

Цели и задачи Целью программы является: повышение готовности и
Программы эффективности функционирования территориальной
автоматизированной системы централизованного оповещения
Ленинградской области, обеспечение своевременного
доведения сигналов и распоряжений до органов управления
и гарантированное оповещение населения в кризисных
ситуациях, предоставление необходимой информации в
интересах личной и общественной безопасности, что
приведет к снижению числа погибших при чрезвычайных
ситуациях.
Задачи:
- повышение уровня информированности населения об
угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС)
и принятых мерах по их предупреждению;
- повышение качества и эффективности взаимодействия
оперативных служб в чрезвычайных ситуациях с целью
уменьшения возможного социально-экономического ущерба;
- сокращение времени доведения сигналов
(распоряжений) и информации по оповещению до населения

Численность Население Ленинградской области - 1,6 млн человек
целевой группы
населения

Целевые 1. Проект - 20 шт.
индикаторы 2. Количество приобретенного и смонтированного
и показатели оборудования для размещения в районных узлах связи ОАО
Программы "Ростелеком" - 18 комплектов.
3. Количество приобретенных и смонтированных средств
оповещения для перехвата сигналов радиотрансляционных
центров, на которых проведены пусконаладочные работы, -
18 комплектов.
4. Количество приобретенных и смонтированных точечных
систем оповещения - 50 шт.
5. Количество приобретенных и смонтированных средств
оповещения для приема сигналов от объектовых и локальных
систем оповещения - 18 комплектов.
6. Обеспечение каналами связи средств оповещения
ТАСЦО:
- Прямые каналы связи - 139;
- Каналы ТЧ (магистральные каналы) - 23.
7. Проекты коммерческих узлов учета электроэнергии
для установки на районных узлах связи - 18 шт.
8. Количество подключенных электросирен - 54 шт.
9. Обеспечение бесперебойной работы средств
оповещения - 100%

Ожидаемые Реализация всего комплекса мероприятий (сдача системы
результаты в эксплуатацию) позволит достичь:
Программы 1. Сокращения времени доведения сигналов о
возникновении чрезвычайной ситуации до органов
управления и населения Ленинградской области по
отношению к 2010 году на 6 минут.
2. Увеличения охвата доведения сигналов оповещения
населения области до 98,2% от общего числа жителей
Ленинградской области

Содержание и Мероприятие 1
сроки Корректировка проектно-сметной документации.
выполнения Срок выполнения - 2011-2012 гг.
основных Мероприятие 2
мероприятий Приобретение и монтаж оборудования для размещения в
Программы районных узлах связи ОАО "Ростелеком".
Срок выполнения - 2011 г.
Мероприятие 3
Разработка проектов коммерческих узлов учета
электроэнергии для установки на районных узлах связи.
Срок выполнения - 2011 г.
Мероприятие 4
Приобретение средств оповещения, проведение монтажных
и пусконаладочных работ для перехвата сигналов
радиотрансляционных центров.
Срок выполнения - 2011, 2013 гг.
Мероприятие 5
Приобретение точечных систем оповещения, проведение
монтажных и пусконаладочных работ.
Срок выполнения - 2011-2013 гг.
Мероприятие 6
Приобретение средств оповещения для приема сигналов
от объектовых и локальных систем оповещения, проведение
монтажных и пусконаладочных работ.
Срок выполнения - 2012-2013 гг.
Мероприятие 7
Выполнение работ по реконструкции ТАСЦО по
результатам корректуры ПСД.
Срок выполнения - 2013 г.
Мероприятие 8
Обеспечение каналами связи средств оповещения ТАСЦО.
Срок выполнения - 2011-2013 гг.
Мероприятие 9
Разработка проекта построения системы оповещения с
обеспечением 100% охвата населения Ленинградской области
- 2013 г.
Мероприятие 10
Проведение эксплуатационно-технического обслуживания
оборудования реконструируемой ТАСЦО - 2013 г.

Объем 80797,11 тыс. рублей, в т.ч. по годам:
финансирования 2011 год - 23857,8 тыс. рублей
Программы 2012 год - 18446,0 тыс. рублей
2013 год - 38493,31 тыс. рублей

Предварительная Социальная эффективность:
оценка - снижение числа погибших в чрезвычайных ситуациях на
эффективности 22% (4 человека) к уровню 2009 года;
выполнения - повышение уровня культуры безопасности
Программы жизнедеятельности;
- повышение имиджа государственных служб,
обеспечивающих безопасность населения.
Экономическая эффективность:
снижение экономического ущерба от медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций (людские потери) на 22
млн рублей

Предполагаемый Оценка результатов реализации программы и контроль за
способ контроля выполнением мероприятий программы осуществляются
результативности комитетом правопорядка и безопасности Ленинградской
Программы области.
Мониторинг результативности ведомственной целевой
программы предполагает ежеквартальный сбор и анализ
фактических данных по целевым показателям Программы.
Отчет о реализации мероприятий Программы, достижении
показателей эффективности в соответствии с планом
мероприятий представляется комитетом правопорядка и
безопасности Ленинградской области в комитет
экономического развития и инвестиционной деятельности и
комитет финансов Ленинградское области ежеквартально в
сроки, установленные для представления бюджетной
отчетности


I. Описание целей, задач, мероприятий, индикаторов
и результатов Программы

Одним из наиболее значимых факторов обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, является своевременное доведение сигналов и распоряжений до органов управления и гарантированное оповещение населения области в кризисных ситуациях.
В целях исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года № 1544-р "Об обеспечении своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и в военное время" выполнен следующий комплекс мероприятий:
1. МЧС России в 2003 году произведена реконструкция региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения (РАСЦО), в ходе которой на территории Ленинградской области выполнены работы по установке оборудования на "Объекте 58" Правительства Ленинградской области на общую сумму 1 млн рублей.
2. Комитетом правопорядка и безопасности Ленинградской области была проведена работа по разработке рабочего проекта реконструкции ТАСЦО Ленинградской области общей стоимостью 145,6 млн рублей. Для реализации первоочередных мероприятий проекта и с учетом выделенного финансирования была принята долгосрочная целевая программа "Развитие системы информирования и оповещения органов управления и населения Ленинградской области в кризисных ситуациях на 2009-2010 годы" стоимостью 98,6 млн рублей.
В рамках реализации данной программы выполнены работы по замене средств оповещения на районных узлах связи, в администрациях муниципальных образований районов Ленинградской области, в категорированных городах (на городских запасных пунктах управления и загородных пунктах управления) и электромеханических сирен, предусмотренных проектом. Данные работы позволяют обеспечить:
- доведение сигналов до административных центров муниципальных районов и сбор подтверждений по их получению в автоматическом режиме;
- доведение сигналов до дежурных служб административных центров муниципальных районов, в том числе уполномоченных органов по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сбор подтверждений о доведении сигнала;
- возможность подачи сигнала о чрезвычайной ситуации на вышестоящий уровень с автоматизированного рабочего места дежурной службы и уполномоченного органа по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации района;
- возможность подключения локальных систем оповещения потенциально опасных объектов, а также прием от них сигнала о чрезвычайных ситуациях;
- возможность в автоматическом режиме перехвата трансляции сети проводного вещания, включая существующие уличные громкоговорители;
- возможность доведения сигналов оповещения в автоматическом режиме до абонентов дежурных служб района по абонентским линиям телефонной сети;
- возможность осуществления запуска 20% электромеханических сирен, входящих в состав средств оповещения Ленинградской области.
Однако существующая программа с учетом выделенного финансирования не позволила в полной мере реализовать рабочий проект, которым предусматривалось совершенствование ТАСЦО с привлечением современных источников информирования населения по средствам телерадиовещания (в том числе цифрового), что в совокупности с проводными средствами значительно повысит процент охвата населения и территории Ленинградской области и позволит выполнить распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года № 1544-р.
В целях завершения реконструкции территориальной автоматизированной системы оповещения Ленинградской области в полном объеме разработана ведомственная целевая программа "Развитие системы информирования и оповещения органов управления и населения Ленинградской области в кризисных ситуациях на 2011-2013 годы" с выделением денежных средств из областного бюджета Ленинградской области в размере 80,8 млн рублей. Мероприятия данной программы направлены на создание единой инфраструктуры, позволяющей организовать дистанционный сбор информации об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечить своевременное доведение сигналов и распоряжений до органов управления, гарантированное оповещение населения в кризисных ситуациях и предоставление необходимой информации в интересах личной и общественной безопасности.
Продолжение реконструкции ТАСЦО позволит реализовать следующие цели и задачи:
1. Перехват в автоматическом режиме телерадиопередающих центров и центров кабельного телевидения районов;
2. Возможность осуществления запуска 100% электромеханических сирен, входящих в состав средств оповещения Ленинградской области, замена их на точечные системы оповещения (громкоговорители) для расширения возможности системы оповещения Ленинградской области и гарантированное своевременное информирование населения и органов управления при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и террористических акций к 2014 году на всей территории Ленинградской области. В настоящее время обеспечивается оповещение 64% населения Ленинградской области. Однако 80% оконечных средств оповещения нуждается в обновлении, а к 2014 г. количество неработоспособных оконечных средств оповещения составит более 85%. То есть действующая система сможет обеспечить к 2014 году оповещение 1,6 млн человек x 0,64 x (1 - 0,85) = 0,1536 тыс. человек, что в 11 раз меньше.
3. Возможность подключения к системе передачи сигналов систем оповещения, создаваемых на объектах с массовым пребыванием людей;
4. Обеспечение устойчивости работы объектов оповещения в экстремальных условиях, вызванных чрезвычайными ситуациями.
Наиболее эффективное решение вышеназванных задач возможно с помощью программно-целевых механизмов, путем концентрации ресурсов и активизации деятельности на актуальных направлениях для достижения поставленных целей и задач.

1. Перехват в автоматическом режиме телерадиопередающих центров и центров кабельного телевидения районов

На сегодняшний день значительными темпами идет развитие телевидения как радиовещательного, так и кабельного в границах определенного города, поселка, деревни.
По состоянию на 1 января 2010 года в Ленинградской области осуществляют деятельность 24 радиопрограммы проводного вещания и эфирных радиостанций (22% от общего количества средств массовой информации), 22 телекомпании (20% от общего количества средств массовой информации).
Основная часть общественно-политических средств массовой информации Ленинградской области учреждена с участием Администрации Ленинградской области и администраций муниципальных образований. Осуществляют деятельность также издания и электронные средства массовой информации, созданные без государственного или муниципального участия.
Основным источником социально значимой информации для жителей Ленинградской области является телевидение - в ходе опроса в декабре 2009 года главным источником информации его назвали 75 процентов респондентов. Радио является важным источником новостей для 14 процентов опрошенных.
В рамках данной Программы (мероприятие 4) предполагается организация работ по закупке и проведению монтажа необходимого оборудования для задействования в рамках ТАСЦО телевидения, как местного значения, так и федерального.
По состоянию на 12.11.2010 по результатам проверки системы оповещения сигнал до администраций муниципальных районов доводится в среднем за 17 минут, а до населения - в течение 30 минут. По результатам выполнения всего комплекса мероприятий программы время доведения до населения составит 24 минуты, а до органов управления - 11 минут. Выполнение данного мероприятия позволит значительно повысить информированность населения в области безопасности жизнедеятельности даже в самых удаленных городских и сельских поселениях. Это связанно с тем, что для передачи информации средствами телевещания не требуется специальной прокладки каких-либо каналов связи.

2. Возможность осуществления запуска 100% электромеханических сирен, входящих в состав средств оповещения Ленинградской области, и замена их на точечные системы оповещения (громкоговорители)

По данным Петростата население Ленинградской области - около 1633350 человек. Из них: городское население составляет 66%, сельское - 34%, 47% населения находится в трудоспособном возрасте, которые большее количество времени проводят вне дома, в том числе в местах массового пребывания людей (улицы, торговые центры, бизнес-центры и т.д.).
По итогам 2006-2009 годов реализация национального проекта "Доступное и комфортное жилье" в Ленинградской области позволила ввести 3,455 млн кв. метров жилья (объемы строительства жилья выросли в 1,54 раза). Только за 2009 год на территории Ленинградской области введено 1 млн 31 тыс. кв. метров жилья - 12 тысяч 143 квартиры.
За январь-ноябрь 2010 года введено 832,3 тыс. кв. м жилья - 9088 квартир. Многоквартирные жилые дома строятся в 17 муниципальных районах.
Производится расселение аварийных домов с использованием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Из вышеперечисленных показателей следует, что происходит изменение инфраструктуры поселений, возникает необходимость произвести реконструкцию местных систем оповещения путем замены электромеханических сирен на точечные системы оповещения (громкоговорители) и увеличение их количества для охвата системой ТАСЦО вновь застраиваемых территорий Ленинградской области.
В рамках данной Программы (мероприятие 5) предполагается организация работ по закупке и проведению монтажа по подключению точечных систем оповещения (громкоговорителей) к системе ТАСЦО Ленинградской области в соответствии с методическими документами МЧС России:
"Типовой технический проект по реконструкции территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения субъекта Российской Федерации";
"Типовой технический проект по реконструкции автоматизированной системы централизованного оповещения города";
"Типовой технический проект по реконструкции автоматизированной системы централизованного оповещения сельского района";
Данные проекты утверждены "Методическими рекомендациями по реконструкции территориальных систем оповещения гражданской обороны Российской Федерации", утвержденными заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий 5 сентября 2001 года.

3. Возможность подключения к системе передачи сигналов систем оповещения, создаваемых на объектах с массовым пребыванием людей

Территория Ленинградской области насыщена промышленными предприятиями различных отраслей, развитой инфраструктурой сельского хозяйства. Наличие в них большого количества потенциально опасных объектов существенно влияет на возможность возникновения происшествий и аварий, что требует качественного планирования и осуществления мероприятий по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Всего на территории области расположено 5 радиационно опасных объектов, 23 химически опасных объекта и 98 взрывопожароопасных объектов. По предварительным оценкам в зоне чрезвычайной ситуации могут оказаться от 100 человек до 270 тыс. человек.
Основная задача при ликвидации последствий ЧС - это организация и проведение оперативного поиска пострадавших и оказание им своевременной помощи. Статистика свидетельствует о том, что в первый час после ЧС при отсутствии помощи умирает около 40% тяжелораненых, через 3 ч - 60%, через 6 ч - 95%. В первые минуты под завалами погибает 20% от числа засыпанных людей, в течение первого часа количество погибших увеличивается до 60%, а по истечении 2 ч в живых остается один из десяти человек. Поэтому на оперативное проведение поисково-спасательных работ и оказание помощи пострадавшим все силы, участвующие в ликвидации последствий ЧС, должны быть направлены в кратчайший сроки.
Рассчитать показатели к уровню 2010 года не представляется возможным, так как в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1995 г. № 444 "О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" показатели рассматриваются на заседании Правительственной комиссии РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ежегодно до 15 марта.
В рамках данной Программы (мероприятие 6) предполагается организация работ по закупке оборудования и проведению монтажа по подключению сил и средств экстренного реагирования (пожарных частей) к локальным системам оповещения радиационно опасных объектов, химически опасных объектов, взрывопожароопасных объектов и объектов с массовым и круглосуточным пребыванием людей с возможностью получения сигналов о возникновении ЧС. Это позволит значительно сократить время реагирования необходимых сил и средств и, как следствие, добиться снижения числа погибших в чрезвычайных ситуациях на 22% к уровню 2009 года. В 2009 году произошло 12 чрезвычайных ситуаций, в которых погибло 18 человек. По результатам выполнения всего комплекса мероприятий программы снижение числа погибших от чрезвычайных ситуаций составит 4 человека и, как следствие, снижение экономического ущерба от медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

4. Обеспечение устойчивости работы объектов оповещения в экстремальных условиях, вызванных чрезвычайными ситуациями

Устойчивое функционирование объектов оповещения и систем связи занимает важнейшее место в экономике страны, так как их нормальная работа обеспечивает управление хозяйственной и иной деятельностью в любых условиях, а поэтому является одной из важнейших задач их функционирования в чрезвычайных условиях.
Для повышения устойчивости работы объектов связи предусматривается осуществление комплекса инженерно-технических мероприятий ГО ЧС (ИТМ ГО ЧС), которые должны проводиться на всех объектах связи.
Под объектами связи и оповещения понимают здания, сооружения, транспортные средства, в которых размещаются предприятия связи с оборудованием и обслуживающим персоналом. К ним относятся: узлы связи, различные линии связи с каналообразующей аппаратурой, обслуживаемые и необслуживаемые усилительные пункты, телефонные станции, радиорелейные, тропосферные, спутниковые линии связи, радиоцентры, центры радиовещания и телевидения, радиотрансляционные узлы, промышленные предприятия, выпускающие аппаратуру связи, и др.
Под устойчивостью функционирования объектов связи понимают их способность работать в нештатных, т.е. чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, а при нарушениях их работы - это способность восстанавливать работоспособность в кратчайшие сроки.
Одним из необходимых условий устойчивого функционирования является электроснабжение. Для повышения устойчивости электроснабжения объекта необходимо иметь дублирующие и аварийные источники электроснабжения. Кроме того, объекты связи должны иметь свои автономные источники электропитания (аккумуляторные батареи, дизель-электрические станции и т.д.), включающиеся автоматически при выходе из строя основных источников питания.
В рамках данной Программы (мероприятия 2 и 3) предполагается организация работ по закупке оборудования и проведению монтажа по установке автономных источников питания на районных узлах связи для аппаратуры, задействованной для организации системы оповещения населения Ленинградской области. Данное оборудование также позволит вести учет электроэнергии, затраченной для работы ТАСЦО Ленинградской области, и позволит исполнить Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рабочий проект реконструкции ТАСЦО Ленинградской области разрабатывался в 2008 году, и на сегодняшний день необходима корректировка проектно-сметной документации с учетом сегодняшних условий для выполнения мероприятий программы.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" оповещение населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени является основной задачей органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В целях реализации положений закона Ленинградской области "О защите населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 13 ноября 2003 года № 93-оз, постановления Губернатора Ленинградской области "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Ленинградской области" от 21 декабря 2009 года № 122-пг в период с 2014 по 2016 год на территориях муниципальных образований Ленинградской области планируется создание местных систем оповещения.
Правовой основой для создания местных систем оповещения является совместный приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, Министерства культуры и массовых коммуникаций от 25 июля 2006 года № 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 сентября 2006 года, регистрационный № 8232.
В рамках Программы (мероприятие 9) предусмотрена разработка проекта построения системы оповещения с обеспечением 100% охвата населения Ленинградской области. Анализ чрезвычайных ситуаций последнего времени показал необходимость доведения сигналов оповещения до сельских волостей, при этом для оповещения необходимо использовать оповещатели, способные передавать не только сигнал "Внимание всем", но и информацию о ЧС. Для оповещения населения сельских волостей в ряде мест используются сирены с ручным запуском, что значительно увеличивает время оповещения, в большинстве волостей нет и даже такого оповещения.
На территории Ленинградской области, в населенных пунктах, не охваченных техническими средствами оповещения, проживают 309,1 тыс. чел., что составляет 19% от общего количества населения, а именно: Бокситогорский МР - 11,0 тыс. чел., Волосовский МР - 30,6 тыс. чел.; Волховский МР - 15,9 тыс. чел., Всеволожский МР - 67,2 тыс. чел., Выборгский МР - 28,6 тыс. чел., Гатчинский МР - 5,6 тыс. чел., Кингисеппский МР - 17,6 тыс. чел., Кировский МР - 15,7 тыс. чел., Лодейнопольский МР - 5,8 тыс. чел., Ломоносовский МР - 37,1 тыс. чел., Лужский МР - 27,7 тыс. чел., Приозерский МР - 26,2 тыс. чел., Сланцевский МР - 5,7 тыс. чел., Тихвинский МР - 3,9 тыс. чел., Тосненский МР - 10,5 тыс. чел.
Местные системы оповещения необходимо создать в целях обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, соответствующих звеньев Ленинградской областной подсистемы РСЧС и населения, проживающего на территории муниципального образования, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Выполнение данного мероприятия позволит спланировать мероприятия по построению системы оповещения с возможностью задействования ее как с центрального пункта управления, так и локально с пунктов управления муниципальных образований, а также повысить эффективность использования средств бюджета Ленинградской области.
Основным исполнителем Программы является комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области. Исполнителем программных мероприятий 1 - 10 является Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление гражданской защиты Ленинградской области".

II. Обоснование расходов

Для реализации мероприятий, предусмотренных Программой, необходимое финансовое обеспечение в 2011-2013 годах составит 80797,11 тыс. рублей областного бюджета.
Стоимость выполняемых работ по реконструкции системы оповещения в рамках Программы рассчитана на основании рабочего проекта № 8-151/07.П-СМ, разработанного в 2008 году ООО "Комлинк" с применением индекса-дефлятора и рабочей документации ЦТБ.23.05.11-СС и ЦТБ.31.10-СС, разработанной ЗАО ЦТБ "Аргхон".


Мероприятие Содер- Объем Сумма Сумма Сумма Всего
жание работы расходов, расходов, расходов, (тыс.
выпол- 2011 год 2012 год 2013 год рублей)
няемых (тыс. (тыс. (тыс.
работ, рублей) рублей) рублей)
оказы-
ваемых
услуг

Мероприятие 1. Корректировка 500,0 254,5 754,5
проектно-сметной документации

Всего 500,0 254,5

Мероприятие 2. Приобретение и 3726,2 3726,2
монтаж оборудования для
размещения в районных узлах
связи ОАО "Ростелеком"

Всего: 3726,2

Мероприятие 3. Разработка 360,0 360,0
проектов коммерческих узлов
учета электроэнергии для
установки на районных узлах
связи

Всего: 360,0

Мероприятие 4. Приобретение 2848,0 463,0 3311,0
средств оповещения,
проведение монтажных и
пусконаладочных работ для
перехвата сигналов
радиотрансляционных центров

Всего: 2848,0 463,0

Мероприятие 5. Приобретение 11529,4 13482 1304,6 26316,0
точечных систем оповещения,
проведение монтажных и
пусконаладочных работ

Всего: 11529,4 13482 1304,6

Мероприятие 6. Приобретение 12786,4
средств оповещения для приема
сигналов от объектовых и
локальных систем оповещения,
проведение монтажных и
пусконаладочных работ

Всего: 4709,5 8076,9

Мероприятие 7. Выполнение 6217,81 6217,81
работ по реконструкции ТАСЦО
по результатам корректуры ПСД

Всего: 6217,81

Мероприятие 8. Обеспечение 4894,2 9861,3 14755,5
каналами связи средств
оповещения ТАСЦО

Всего: 4894,2 9861,3

Мероприятие 9. Разработка 8790,6 8790,6
проекта построения системы
оповещения с обеспечением
100% охвата населения
Ленинградской области

Всего: 8790,6

Мероприятие 10. Проведение 3779,1 3779,1
эксплуатационно-технического
обслуживания оборудования
реконструируемой ТАСЦО

Всего: 3779,1

Итого: 23857,8 18446,0 38493,31 80797,11


В 2013 году предусмотрены работы, которые не были выполнены в 2011-2012 годы, а именно:
Мероприятие 4. Проведение пусконаладочных работ оборудования, установленного в телепередающих центрах, а также поставка оборудования, монтаж и пусконаладка оборудования в телепередающем центре Выборгского района. Стоимость работ в 2013 году составляет 463,0 тыс. рублей;
Мероприятие 5. Проведение пусконаладочных работ точечных систем оповещения во Всеволожском районе. Стоимость работ составляет 244,6 тыс. рублей;
Мероприятие 6. Приобретение средств оповещения для приема сигналов от объектовых и локальных систем оповещения, проведение монтажных и пусконаладочных работ в Ломоносовском, Сосновоборском и Волховском районах в полном объеме, пусконаладочные работы в Киришском, Тосненском и Выборгском муниципальных районах. Стоимость работ составляет 2192,4 тыс. рублей.
Стоимость выполнения Мероприятия 7 рассчитана на основании проектно-сметной документации 02-01/07-СМ1 - 02-01/07-СМ18, разработанной ЗАО "Центр проектных и строительных работ" в рамках корректировки проектно-сметной документации (Мероприятие 1). Стоимость работ составила 6217,81 тыс. рублей.
Стоимость предоставления каналов связи (Мероприятие 8) рассчитана с учетом действующих тарифов на оказание услуг связи ОАО "Ростелеком" и составила 12308,4 тыс. рублей, из них: в 2011 году произведена оплата в размере 2447,1 тыс. рублей, в 2013 году - 9861,3 тыс. рублей.
Стоимость разработки проекта построения системы оповещения с обеспечением 100% охвата населения Ленинградской области (Мероприятие 9) определена исходя из средней стоимости услуг на данный вид деятельности.
Стоимость эксплуатационно-технического обслуживания оборудования реконструируемой ТАСЦО (Мероприятие 10) определена на основании сметно-финансового расчета стоимости данных работ.

III. Методика оценки эффективности Программы

Реализация мероприятий по совершенствованию ТАСЦО позволит обеспечить достижение следующих количественных показателей эффективности:
1. Социальная эффективность:
- снижение числа погибших в чрезвычайных ситуациях на 22% (4 человека) к уровню 2009 года;
- повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
- повышение имиджа государственных служб, обеспечивающих безопасность населения.
При оценке эффекта от предотвращенных безвозвратных потерь населения вследствие сокращения сроков реагирования на чрезвычайные ситуации принято во внимание следующее.
Основными причинами смерти пораженных в чрезвычайных ситуациях являются кровотечение, шок, их сочетание, асфиксия, токовое легкое и др., приводящие к гибели в первые часы после травмы.
По данным Центра экстренной медицинской помощи (ЦЭМП) г. Москвы среди умерших примерно 10% сразу получают травмы, не совместимые с жизнью. Значительная часть из оставшихся 90% пораженных погибает от несвоевременности оказания им первой помощи, хотя травма и несмертельна. Число таких пораженных, нуждающихся в экстренной помощи, в структуре безвозвратных потерь составляет в среднем 25% от общего числа пострадавших в чрезвычайных ситуациях за год.
Статистические данные МЧС России показывают, что без оказания квалифицированной помощи в первые 30 минут погибает 12,5%, в течение 1 часа - 35%, за 3 часа - 55-60%, до 6 часов - 75%, более 6 часов - 96%. Эта смертность может быть существенно снижена при оказании первой помощи в течение первых 10-30 минут. Оказание последующей первой врачебной помощи необходимо проводить в течение 1-2 часов. Это позволит в первые 12 часов достигнуть двух-, трехкратного снижения смертности. Таким образом, основным путем резкого снижения необоснованной смертности является сокращение времени начала оказания первой медицинской и первой реанимационной помощи в начальном периоде догоспитального этапа. Это возможно при условии сокращения времени информирования соответствующих служб экстренного реагирования.
В соответствии с государственным докладом "О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2009 году" (одобрен решением Правительственной комиссии протокол от 3 марта 2010 года № 1 и поручением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 года № ИШ-П4-2117) в 2009 году в Ленинградской области безвозвратные потери населения от различных ЧС составили 18 человек, а среднее время, прошедшее с момента возникновения чрезвычайных ситуаций до начала аварийно-спасательных работ на территории Ленинградской области, составило 1 час 20 минут.
Мероприятиями программы предусмотрена возможность подключения локальных систем оповещения потенциально опасных объектов, а также прием от них сигнала о чрезвычайных ситуациях в дежурные службы и возможность доведения сигналов оповещения в автоматическом режиме до абонентов дежурных служб района по абонентским линиям телефонной сети. Выполнение данного комплекса мероприятий позволит в большинстве случаев возникновения чрезвычайной ситуации минимизировать сроки реагирования необходимых сил и средств, сократив сроки доведения необходимой информации о кризисных и чрезвычайных ситуациях (в том числе сигналов оповещения) при использовании ТАСЦО до органов управления на 11 минут, исключив человеческий фактор (время на звонок жителя в соответствующую службу 12-15 минут - статистика МЧС России, время на организацию взаимодействия между службами экстренного реагирования - 6 минут после выполнения программных мероприятий), в целом время начала аварийно-спасательных работ сократится на 18-20 минут и составит около 1 часа. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что из 18 человек, погибших в чрезвычайных ситуациях, возможно было спасти 22,5% от общего числа погибших, или 4 человека.
2. Экономический эффект программы будет выражаться в предотвращении безвозвратных потерь населения в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с методическими рекомендациями "Определение экономического ущерба от медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (людские потери)" (МР № 99/60), утвержденными Министром здравоохранения РФ 20 ноября 1998 г., средняя стоимость эталонной человеческой жизни (СЭЧЖ) в России на конец 2003 года составила около 2,5 млн руб.
Предполагая, что статистика безвозвратных потерь населения в ЧС в целом сохранит свою тенденцию, эффект от реконструкции ТАСЦО с учетом индекса дефлятора в ценах 2011 года составит примерно 21,912 млн руб. в год <*>.
--------------------------------
<*> Письмо Минэкономразвития от 08.10.2010 № 16847-АК/Д14 индексы 2004 год - 110,9; 2005 год - 112,7; 2006 год - 109,7; 2007 год - 109,0; 2008 год - 114,1; 2009 год - 111,7; 2010 год - 106,6; 2011 год - 107,9; Итого 2011 год к 2003 году - 2,191.

Перечень и характеристика
основных мероприятий ведомственной целевой программы
"Развитие системы информирования и оповещения органов
управления и населения Ленинградской области
в кризисных ситуациях на 2011-2013 годы"


№ Содержание Ответственный Сроки Коды Объем расходов на Планируемые показатели результатов деятельности
п/п мероприятия исполнитель испол- экономи- реализацию мероприятия,
нения ческой тыс. руб.
класси-
фикации 2011 2012 2013 наименование единица промежуточное целевое
год год год измере- значение значение
ния (непосредствен- (конеч-
ный результат ный
мероприятия) резуль-
тат)

2011 2012 2013
год год год

1. Мероприятие 1. Государственное 2011- 0309 500,0 254,5 Проект Шт. 1 1
Корректировка казенное 2012 5520900
проектно- учреждение годы 012 226
сметной Ленинградской
документации области
"Управление
гражданской
защиты
Ленинградской
области"

Итого по 754,5 тыс. рублей
мероприятию

2. Мероприятие 2. Государственное 2011 0309 3726,2 Количество Комплект 18 18
Приобретение казенное год 5520900 приобретенного
и монтаж учреждение 012 310 и смонтирован-
оборудования Ленинградской ного
для размещения области оборудования
в районных "Управление для
узлах связи гражданской размещения в
ОАО защиты районных
"Ростелеком" Ленинградской узлах связи
области"

Итого по 3726,2 тыс. рублей
мероприятию

3. Мероприятие 3. Государственное 2011 0309 360,0 Проект Шт. 18 18
Разработка казенное год 5520900
проектов учреждение 012 226
коммерческих Ленинградской
узлов учета области
электроэнергии "Управление
для установки гражданской
на районных защиты
узлах связи Ленинградской
области"

Итого по 360,0 тыс. рублей
мероприятию

4. Мероприятие 4. Государственное 2011, 0309 Количество Комплект 18 18
Приобретение казенное 2013 5520900 приобретенных
средств учреждение годы (012) и
оповещения, Ленинградской 242 310 смонтированных
проведение области средств
монтажных и "Управление оповещения для
пусконаладочных гражданской перехвата
работ для защиты сигналов
перехвата Ленинградской радиотрансля-
сигналов радио- области" ционных
трансляционных центров
центров,
в т.ч:

Тосненский 178,0 19,0
муниципальный
район

Выборгский 178,0 178,0
муниципальный
район

Гатчинский 178,0 19,0
муниципальный
район

Ломоносовский 178,0 19,0
муниципальный
район

Волховский 178,0 19,0
муниципальный
район

Тихвинский 178,0 19,0
муниципальный
район

Сосновоборский 178,0 19,0
городской округ Количество Комплект 18 18
средств
Киришский 178,0 19,0 оповещения для
муниципальный перехвата
район сигналов
радиотрансля-
Приозерский 178,0 19,0 ционных
муниципальный центров, на
район которых
проведены
Кингисеппский 178,0 19,0 пуско-
муниципальный наладочные
район работы

Сланцевский 178,0 19,0
муниципальный
район

Лужский 178,0 19,0
муниципальный
район

Кировский 178,0 19,0
муниципальный
район

Всеволожский 178,0 19,0
муниципальный
район

Подпорожский 178,0 19,0
муниципальный
район

Лодейнопольский 178,0 19,0
муниципальный
район

Итого по годам 2848,0 463,0
<*>

Итого по 3311,0
мероприятию

5. Мероприятие 5. Государственное 2011- 0309 Количество Шт. 23 27 50
Приобретение казенное 2013 5520900 приобретенных
точечных систем учреждение (012) и
оповещения, Ленинградской 242 310 смонтированных
проведение области точечных
монтажных и "Управление систем
пусконаладочных гражданской оповещения
работ, в т.ч.: защиты
Ленинградской
Тосненский области" 3976,0
муниципальный
район

Выборгский 2486,4
муниципальный
район

Гатчинский 1989,0
муниципальный
район

Тихвинский 995,0
муниципальный
район

Киришский 995,0
муниципальный
район

Сосновоборский 571,0
городской округ

Приозерский 995,0
муниципальный
район

Лужский 571,0
муниципальный
район

Кировский 1088,0 900,0
муниципальный
район

Всеволожский 1988,0 244,6
муниципальный
район <**>

Бокситогорский 995,0
муниципальный
район

Волховский 995,0
муниципальный
район

Ломоносовский 1492,0
муниципальный
район

Волосовский 995,0
муниципальный
район

Лодейнопольский 995,0
муниципальный
район

Кингисеппский 995,0
муниципальный
район

Подпорожский 995,0
муниципальный
район

Сланцевский 995,0
муниципальный
район

Ленинградская 1060,0
область
(Приобретение
оборудования
ЗИП)

11529,4 13482,0 1304,6

Итого по 26316 тыс. рублей
мероприятию

6. Мероприятие 6. Государственное 2012- 0309 Количество Комплект 8 10 18
<***> казенное 2013 5520900 приобретенных
Приобретение учреждение годы (012) и
средств Ленинградской 242 310 смонтированных
оповещения для области средств
приема сигналов "Управление оповещения для
от объектовых и гражданской приема
локальных защиты сигналов
систем Ленинградской от объектовых
оповещения, области" и локальных
проведение систем
монтажных и оповещения
пусконаладочных
работ, в т.ч.:

Тосненский 597,0 138,8
муниципальный
район

Выборгский 587,6 138,8
муниципальный
район

Гатчинский 577,0
муниципальный
район

Ломоносовский 590,0 590,0
муниципальный
район

Волховский 595,0 595,0
муниципальный
район

Тихвинский 577,9
муниципальный
район

Сосновоборский 591,0 591,0
городской округ

Киришский 594,0 138,8
муниципальный
район

Лужский 586,0
муниципальный
район

Кировский 581,0
муниципальный
район

Волосовский 585,0
муниципальный
район

Всеволожский 588,5
муниципальный
район

Подпорожский 613,0
муниципальный
район

Бокситогорский 582,0
муниципальный
район

Лодейнопольский 584,0
муниципальный
район

Приозерский 580,0
муниципальный
район

Кингисеппский 596,0
муниципальный
район

Сланцевский 589,0
муниципальный
район

Итого по годам 4709,5 8076,9
<***>

Итого по 12786,4
мероприятию

7. Мероприятие 7. 0309 6217,81 Количество Шт. 54 54
Выполнение 5520900 подключенных
работ по 242 310 электросирен
реконструкции
ТАСЦО по
результатам
корректуры
ПСД

8. Мероприятие 8. Государственное 2011- 0309 4894,2 - 9861,3 Прямые Шт. 139 139 139 139
<****> казенное 2013 5520900 каналы связи
Обеспечение учреждение годы (012)
каналами связи Ленинградской 242 221 Каналы ТЧ Шт. 23 23 23 23
средств области (магистральные
оповещения "Управление каналы)
ТАСЦО гражданской
защиты
Ленинградской
области"

Итого по 14755,5
мероприятию

9. Мероприятие 9. Государственное 2013 0309 8790,6 Проект Шт. 1 1
Разработка казенное год 5520900
проекта учреждение 242 226
построения Ленинградской
системы области
оповещения с "Управление
обеспечением гражданской
100% охвата защиты
населения Ленинградской
Ленинградской области"
области

10. Мероприятие 10. Государственное 2013 0309 3779,1 Обеспечение % 100 100
Проведение казенное год 5520900 бесперебойной
эксплуатацион- учреждение 242 225 работы средств
но-технического Ленинградской оповещения
обслуживания области
оборудования "Управление
реконструиру- гражданской
емой ТАСЦО защиты
Ленинградской
области"

Всего по мероприятиям (по годам) 23857,8 18446,0 38493,31

Итого по программе из областного бюджета 80797,11 тыс. рублей


--------------------------------
<*> Мероприятие 4. В 2011 году стоимость выполненных работ составила 2385,0 тыс. рублей.
<**> Мероприятие 5. В 2012 году стоимость выполнения мероприятия 5 во Всеволожском районе составила 1743,4 тыс. рублей.
<***> Мероприятие 6. В 2012 году на оплату работ, предусмотренных планом мероприятий программы, израсходованы денежные средства в размере 2517,1 тыс. рублей.
<****> Мероприятие 8. В 2011 году произведена оплата в сумме 2447,1 тыс. рублей.


------------------------------------------------------------------