Решение Ленинградского областного суда от 28.11.2013 по делу N 3-69/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 1 пункта 1 приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 25.03.2013 N 60-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 24 декабря 2012 года N 204-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям муниципальных образований Ленинградской области в 2013 году">



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 ноября 2013 г. по делу № 3-69/2013

Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В.,
при секретаре Л.,
с участием прокурора Кичаевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Флагман" о признании недействующим в части приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 25 марта 2013 г. № 60-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 24 декабря 2012 г. № 204-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям муниципальных образований Ленинградской области в 2013 г.",

установил:

24 декабря 2012 г. комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области издан приказ № 204-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям муниципальных образований Ленинградской области в 2013 г." (далее - приказ от 24 декабря 2012 г. № 204-п), который 29 декабря 2012 г. официально опубликован в печатном издании "Вестник правительства Ленинградской области", № 134, и вступил в силу через десять дней со дня его официального опубликования.
Пунктом 1 приказа установлены тарифы на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям муниципальных образований Ленинградской области в 2013 г., согласно приложениям к данному приказу.
Пунктом 2 приказа предусмотрено, что тарифы, установленные в п. 1 этого документа, действуют с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г.
В приложении 3 к приказу установлены тарифы на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Флагман" потребителям муниципального образования "Морозовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Морозовское городское поселение) в период с 1 января 2013 г. по 30 июня 2013 г. Для населения установлен одноставочный тариф на тепловую энергию в размере 1590,97 руб./Гкал (с учетом налога на добавленную стоимость), на горячую воду - в размере 82,18 руб./куб. м (с учетом налога на добавленную стоимость).
Приложением 4 к приказу установлены тарифы на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую ООО "Флагман" потребителям Морозовского городского поселения в период с 1 июля 2013 г. по 31 декабря 2013 г. Для населения установлен одноставочный тариф на тепловую энергию в размере 1781,72 руб./Гкал (с учетом налога на добавленную стоимость), на горячую воду - в размере 94,50 руб./куб. м (с учетом налога на добавленную стоимость).
Приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 25 марта 2013 г. № 60-п (далее - приказ от 25 марта 2013 г. № 60-п) в приложение 4 к приказу от 24 декабря 2012 г. № 204-п внесены изменения: в таблице "тарифы на тепловую энергию..." цифры "1 781,72" заменены цифрами "1 765,98", в таблице "тарифы на горячую воду..." цифры "94,50" заменены цифрами "91,22" (подп. 1 п. 1)
Данный приказ 29 марта 2013 г. размещен на открытом для свободного доступа официальном сайте ЛенРТК www.lenobl.ru в Интернете и вступил в силу через десять дней со дня его официального опубликования.
ООО "Флагман", являясь теплоснабжающей организацией, обратилось в суд с заявлением о признании недействующим со дня его принятия подп. 1 п. 1 приказа от 25 марта 2013 г. № 60-п, ссылаясь на его противоречие областному и федеральному законодательству, имеющим большую юридическую силу.
Заявитель указал, что в нарушение ч. 1 ст. 8 областного закона Ленинградской области от 11 декабря 2007 г. № 174-оз "О правовых актах Ленинградской области" оспариваемый акт не был опубликован в официальных печатных изданиях Ленинградской области, а потому является недействующим и применению не подлежит. В нарушение ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" установленный уровень тарифов на тепловую энергию изменен досрочно до окончания срока их действия. Вопреки требованиям пп. 14, 15 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520, теплоснабжающая организация не была извещена о времени и месте рассмотрения дела об изменении тарифов, в связи с чем, была лишена возможности ознакомиться с материалами дела и представить мотивированные возражения. Полагало свои права нарушенными, поскольку уменьшение тарифов на тепловую энергию приведет к снижению объема выручки за реализованную потребителям тепловую энергию и возникновению убытков.
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в письменных возражениях указал, что оспариваемое нормативное положение принято в пределах компетенции, федеральному законодательству не противоречит и прав и законных интересов заявителя не нарушает.
В судебном заседании представитель ООО "Флагман" П. заявление поддержал и просил его удовлетворить, дополнительно указав, что рост платы населения Морозовского городского поселения за коммунальные услуги в 2013 г. не превысил 6 % в среднегодовом исчислении, что также свидетельствует об отсутствии оснований для уменьшения тарифов на тепловую энергию.
Представители комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области М., Б. просили в удовлетворении требований отказать.
Выслушав объяснения представителя ООО "Флагман" П., представителей комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области М., Б., заключение прокурора Кичаевой О.А., полагавшей, что в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано, исследовав материалы дела, суд находит заявление ООО "Флагман" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу или другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В п. 19 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" указано, что орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее также - орган регулирования) это уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения); уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
К полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в частности, отнесено установление тарифов, перечень которых приведен в ст. 8 данного Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов); принятие решений о частичной или полной отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность) (ч. 2 ст. 5, п. п. 1, 3, 5 ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении").
В соответствии со ст. 34 закона Ленинградской области от 27 октября 1994 г. № 6-оз "Устав Ленинградской области" (далее - устав Ленинградской области) администрация Ленинградской области представляет собой единую систему органов исполнительной власти области, включающую в себя: правительство области; отраслевые, территориальные и иные органы исполнительной власти области. Структура органов исполнительной власти области определяется губернатором Ленинградской области.
Отраслевые, территориальные и иные органы исполнительной власти Ленинградской области формируются, реорганизуются и упраздняются правительством области в соответствии со структурой органов исполнительной власти области, определенной губернатором области, с учетом требований, установленных федеральными законами, уставом Ленинградской области и областными законами. Положения об отраслевых, территориальных и иных органах исполнительной власти утверждает правительство области, если иное не предусмотрено федеральными законами (ч. ч. 1, 5 ст. 40 устава Ленинградской области).
Из приложения к постановлению губернатора Ленинградской области от 12 ноября 2013 г. № 105-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Ленинградской области, отмене постановления губернатора Ленинградской области от 5 сентября 2013 г. № 86-пг и признании утратившим силу постановления губернатора Ленинградской области от 8 мая 2013 г. № 38-пг" (на момент принятия оспариваемого акта - приложение к постановлению губернатора Ленинградской области от 24 июля 2012 г. № 80-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Ленинградской области") следует, что комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области входит в состав органов исполнительной власти Ленинградской области.
Постановлением правительства Ленинградской области от 28 августа 2013 г. № 274 утверждено положение о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, согласно которому комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - ЛенРТК) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования тарифов, контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса (п. 1.1 Положения).
Установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, подп. "б" п. 2.2.1 Положения отнесено к основным полномочиям ЛенРТК.
В п. 1.6 Положения указано, что ЛенРТК в пределах своих полномочий принимает нормативные правовые акты Ленинградской области в форме приказов, а также правовые акты, имеющие ненормативный характер, в форме распоряжений.
Аналогичные полномочия ЛенРТК предусматривались в п. 1.1, 1.3, подп. "в" п. 3.1.1 положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 12 ноября 2004 г. № 255 и утратившего силу постановлением правительства Ленинградской области от 28 августа 2013 г. № 274.
Таким образом, комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области является уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения.
Следовательно, издавая оспариваемый приказ, ЛенРТК как региональный орган регулирования действовал в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения; стимулирования повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечения стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов; обеспечения открытости и доступности для потребителей, в т. ч. для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; создания условий для привлечения инвестиций; определения размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала, метод сравнения аналогов. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (ч. ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифов (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении").

Приказом Федеральной службы по тарифам от 9 октября 2012 г. № 321-э "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 г." установлены и введены в действие с 1 января 2013 г. предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации со следующей календарной разбивкой: - с 1 января 2013 г. по 30 июня 2013 г. на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31 декабря 2012 г., и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации (для Ленинградской области - 100%); - с 1 июля 2013 г. по 31 декабря 2013 г. на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31 декабря 2012 г., и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации (для Ленинградской области - 112,7%).
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов рекомендовано осуществлять установление тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней тарифов с календарной разбивкой, определенной этим приказом.
26 апреля 2012 г. в ЛенРТК поступило заявление ООО "Флагман" об установлении тарифа на услуги теплоснабжения на 2013 г. по производству и транспортированию тепловой энергии для обеспечения отоплением и горячим водоснабжением потребителей Морозовского городского поселения с приложением калькуляции себестоимости полезно отпущенной тепловой энергии и передачи тепловой энергии, расчетов затрат на водопотребление и водоотведение, на топливо, на заработную плату работающих в регулируемой сфере (тепловой энергии), электроэнергии на производство и транспортировку тепловой энергии по предприятию, затрат на материалы, связанных с технологическим циклом, перечня основного и вспомогательного оборудования для расчета амортизации, расчетов затрат по статьям "прочие прямые расходы", "цеховые расходы" на производство, "общехозяйственные расходов" (производство), расчетов изменения платы за коммунальные услуги в 2013 г., распределения "общехозяйственных расходов" по видам деятельности.
Специалистами ЛенРТК по результатам технико-экономического анализа предложений ООО "Флагман" и представленных им материалов составлено экспертное заключение по обоснованию уровней тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Флагман" потребителям Морозовского городского населения в 2013 г., рассчитанного методом индексации установленных тарифов.
21 декабря 2012 г. на заседании правления ЛенРТК принято решение об установлении одноставочного тарифа на тепловую энергию и горячую, отпускаемую ООО "Флагман" населению Морозовского городского поселения. С 1 января 2013 г. по 30 июня 2013 г. тариф на теплоснабжение установлен в размере 1590,97 руб./Гкал, тариф на горячую воду - в размере 82,18 руб./куб. м, с 1 июля 2013 г. по 31 декабря 2013 г. тариф на теплоснабжение установлен в размере 1781,72 руб./Гкал, тариф на горячую воду - в размере 94,5 руб./куб. м.
Приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 24 декабря 2012 г. № 204-п, в основу которого, в том числе, положен протокол заседания правления ЛенРТК от 21 декабря 2012 г., действует, применяется и противоречащим федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не признан.
6 марта 2013 г. Федеральной службой по тарифам в соответствии с п. 1 раздела II поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации К. от 1 марта 2013 г. № ДК-П9-1327 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации письмом № СН-2164/5 направлены методические рекомендации об особенностях формирования платы граждан за коммунальные услуги в 2013 г., разработанные в целях обеспечения единообразия подходов субъектов Российской Федерации к решению вопросов по приведению платы граждан за коммунальные услуги в 2013 г. к уровню не более 6% в среднегодовом исчислении по сравнению с уровнем коммунальных платежей в декабре 2012 г.
В п. 6 названных методических рекомендаций с учетом того, что уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации приняты все решения по утверждению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2013 г., а также соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг, изложены подлежащие применению механизмы снижения размера платы за коммунальные услуги, в частности, посредством снижения платы за коммунальные услуги путем пересмотра установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом норм действующего законодательства, в т. ч. определяющих основания для досрочного пересмотра установленных тарифов в течение периода регулирования.
25 марта 2013 г. на заседании правления ЛенРТК рассмотрен вопрос о внесении изменений в приказ от 24 декабря 2012 г. № 204-п и принято решение о внесении в указанный приказ изменений не только в отношении заявителя, но и других теплоснабжающих организаций.
Заявителем не оспаривается, что рост тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, по Ленинградской области с 1 июля 2013 г. по отношению к тарифам, действовавшим по состоянию на 31 декабря 2012 г., не превысил пределы установленные приказом Федеральной службы по тарифам от 9 октября 2012 г. № 321-э "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 г.".
Совокупный анализ обстоятельств дела позволяет суду сделать вывод о том, что, принимая приказ от 25 марта 2013 г. № 60-п, региональный орган регулирования фактически привел тарифы не тепловую энергию в соответствии с предписаниями акта Федеральной службы по тарифам, который для него обязателен для исполнения в силу пп. 1 - 3, 5.3.17, 6.5 положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 332, п. 1.2 положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 12 ноября 2004 г. № 255 (действовавшего в период издания приказа от 25 марта 2013 г. № 60-п).
Наряду с этим, суд отмечает, что приказ ЛенРТК от 25 марта 2013 г. № 60-п издан и вступил в силу до дня начала действия тарифов на тепловую энергию, уровень которых установлен в приложении № 4 к приказу ЛенРТК от 24 декабря 2012 г. № 204-п, и на срок действия тарифов на тепловую энергию, установленный п. 2 приказа ЛенРТК от 24 декабря 2012 г. № 204-п, не повлиял, а потому оснований считать, что оспариваемое нормативное положение противоречит ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ, не имеется.
По тем же основаниям суд полагает, что принятие ЛенРТК решения о внесении изменений в приказ от 24 декабря 2012 г. № 204-п нельзя признать досрочным изменением региональным органом регулирования тарифа на тепловую энергию по смыслу, придаваемому ему чч. 6, 7 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Поскольку 25 марта 2013 г. на заседании правления ЛенРТК рассматривалось не дело об установлении тарифов на тепловую энергию, а вопрос о внесении изменений в приказ ЛенРТК от 24 декабря 2012 г. № 204-п, соблюдение требований пп. 14 - 18 Правил регулирования тарифов на товары, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520, регламентирующих процедуру рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов, в данном случае не требовалось.
При этом суд отмечает, что о времени и месте заседания правления ЛенРТК, назначенного на 21 декабря 2012 г. по вопросу установления на 2013 г. тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую ООО "Флагман" потребителям Морозовского городского поселения, заявитель был извещен и принял личное участие в обсуждении данного вопроса, что им и не оспаривается.
Доводы заявителя о том, что рост платы населения Морозовского городского поселения за коммунальные услуги в 2013 г. не превысил 6% в среднегодовом исчислении, суд находит неубедительными, поскольку при установлении тарифа на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую ООО "Флагман" в 2013 г., региональным органом регулирования учитывалось не только население, но и другие потребители Морозовского городского поселения.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 21 постановления от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (т. е. на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
В соответствии с чч. 1, 3, 6 ст. 8, чч. 1, 6 ст. 9 областного закона Ленинградской области от 11 декабря 2007 г. № 174-оз "О правовых актах Ленинградской области" (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого акта) официальными периодическими печатными изданиями Ленинградской области являются газета "Вести", бюллетени "Вестник законодательного собрания Ленинградской области" и "Вестник Правительства Ленинградской области". Правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объеме в любом из официальных периодических печатных изданий Ленинградской области. Правовые акты Ленинградской области подлежат размещению на открытых для свободного доступа официальных сайтах органов государственной власти Ленинградской области в информационно-телекоммуникационных сетях, в т. ч. сети Интернет. Содержащиеся в информационных системах тексты правовых актов Ленинградской области приравниваются к официальным текстам правовых актов Ленинградской области. Официальными считаются тексты правовых актов Ленинградской области, которые были опубликованы или размещены: в официальных периодических печатных изданиях Ленинградской области; на открытых для свободного доступа официальных сайтах органов государственной власти Ленинградской области в информационно-телекоммуникационных сетях, в т. ч. сети Интернет; в сборниках правовых актов Ленинградской области, которые изданы органами государственной власти Ленинградской области; в интегрированном полнотекстовом банке правовой информации (эталонном банке данных правовой информации) "Законодательство России", создание, оперативное обслуживание и поддержка которого осуществляются федеральными органами государственной охраны.
Пунктом 18 административного регламента исполнения государственной функции "установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальными и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям", утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 5 сентября 2013 г. № 103-п (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого акта), установлено, что официальный портал комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области: http://www.lenobl.ru/gov/committee/tariff/ocomitete (в редакции приказа ЛенРТК от 18 апреля 2013 г. № 77-п - http://www.tarif.lenobl.ru)
Как указано выше, приказ ЛенРТК от 25 марта 2013 г. № 60-п размещен 29 марта 2013 г. на открытом для свободного доступа официальном сайте (портале) ЛенРТК www.lenobl.ru в Интернете, что заявителем и не оспаривается.
Следовательно, имеются основания для вывода о том, что оспариваемый акт официально опубликован, возможность ознакомиться с его содержанием населению и лицам, чьи права и свободы он затрагивает, обеспечена, цель официального опубликования нормативного правового акта достигнута.
Требования о дополнительном обязательном официальном опубликовании нормативного правового акта в официальном периодическом печатном издании Ленинградской области в случае его размещения на открытом для свободного доступа официальном сайте органа государственной власти Ленинградской области, издавшего акт, в информационно-телекоммуникационных сетях, в т. ч. сети Интернет, областной закон Ленинградской области от 11 декабря 2007 г. № 174-оз "О правовых актах Ленинградской области" не предъявляет.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что региональный нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах полномочий, предоставленных уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) федеральным законодательством.
Суд также считает, что оспариваемые нормативные положения не нарушают прав заявителя.
Заявитель указал, что уменьшение тарифов на тепловую энергию повлечет для него снижение объема выручки за реализованную потребителям тепловую энергию и, соответственно, убытки.
Постановлением правительства Ленинградской области от 13 февраля 2013 г. № 30 утвержден порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат ресурсоснабжающим организациям в связи с предоставлением коммунальных ресурсов (услуг) на территории Ленинградской области в 2013 г. (далее - Порядок). Согласно п. 2 постановления оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
В пп. 2, 4, 6 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях обеспечения в 2013 г. населения Ленинградской области коммунальными ресурсами (услугами) по тарифам, установленным комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области ниже уровня регулируемых в установленном порядке тарифов для ресурсоснабжающих организаций. Правом получения субсидии обладают юридические лица, осуществляющие на территории Ленинградской области деятельность по предоставлению коммунальных ресурсов (услуг), в т. ч. теплоснабжения и горячего водоснабжения, по тарифам для населения, установленным комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области ниже уровня регулируемых в установленном порядке тарифов для ресурсоснабжающих организаций.
Размер субсидии определяется как разница величины затрат (в стоимостном выражении) получателей субсидии на предоставление коммунальных ресурсов (услуг) населению по регулируемым в установленном порядке тарифам и доходов, полученных в результате предоставления населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам для населения, установленным комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области ниже уровня регулируемых в установленном порядке тарифов. При расчете субсидии на возмещение части затрат ресурсоснабжающим организациям в связи с предоставлением коммунальных услуг населению налог на добавленную стоимость не учитывается (п. 7 Порядка).
Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что заявителю комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области на 2013 г. установлены тарифы на тепловую энергию для населения ниже уровня регулируемых в установленном порядке тарифов, а потому заявитель относится к ресурсоснабжающим организациям, имеющим право на получение субсидии на возмещение части затрат за счет средств областного бюджета.
Однако заявитель правом получения субсидии не воспользовался и такой возможности не лишен.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных ООО "Флагман" требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

обществу с ограниченной ответственностью "Флагман" в удовлетворении заявления о признании недействующим подп. 1 п. 1 приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 25 марта 2013 г. № 60-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 24 декабря 2012 г. № 204-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям муниципальных образований Ленинградской области в 2013 г." отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.

Судья
Е.В.Шадрина

Решение принято в окончательной форме 3 декабря 2013 г.


------------------------------------------------------------------