По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 22.07.2013 по делу N 3-102/13 <О признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2011 N 1273 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной пр. Энтузиастов, Индустриальным пр., пр. Косыгина, ул. Передовиков, в Красногвардейском районе">
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 июля 2013 г. по делу № 3-102/13
Санкт-Петербургский городской суд в составе
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
с участием прокурора Соловьевой В.В.
при секретаре А.Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г.Е.Е., И.А.А., К.С.А., Р.В.А., Щ.Е.Н., Э.М.Н. о признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2011 № 1273 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной пр. Энтузиастов, Индустриальным пр., пр. Косыгина, ул. Передовиков, в Красногвардейском районе",
установил:
Г.Е.Е., И.А.А., К.С.А., Р.В.А., Щ.Е.Н. и Э.М.Н. обратились в суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2011 № 1273 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной пр. Энтузиастов, Индустриальным пр., пр. Косыгина, ул. Передовиков, в Красногвардейском районе" (далее - Постановление), ссылаясь на то, что утвержденная документация по планировке территории нарушает права заявителей на благоприятную окружающую среду, на благоприятные условия жизнедеятельности, поскольку оспариваемым актом нарушены ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требования градостроительного регламента, установленные ч. 2 и ч. 8 ст. 49 Приложения 3 к Закону Санкт-Петербурга "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", обеспечивается строительство нового объекта капитального строительства, угрожающего рекреационной зоне и расположенному на этой территории парку Малиновка.
Заявители Г.Е.Е., Э.М.Н., Щ.Е.Н., и К.С.А., являющийся также представителем всех заявителей, представитель заявителей М.Е.Г. в суд явились, поддержали заявленные требования.
Представители Правительства Санкт-Петербурга Щ.Е.Ю., В.С.В., К.С.В. в судебное заседание явились, против удовлетворения заявленных требований возражали, ссылаясь на то, что в составе документации по планировке территории отображен уже сформированный земельный участок площадью 21318 кв. м с планируемым размещением объекта капитального строительства с функциональным назначением - религиозный объект, однако на этот земельный участок не предоставлялось разрешение на условно разрешенный вид использования, отсутствие этого разрешения не позволяет утверждать, что указанный земельный участок имеет условно разрешенный вид использования и на него распространяются нормы части 8 статьи 49 Приложения 3 Закона Санкт-Петербурга "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", а формирование земельных участков в границах зоны ТР2 указанным правовым актом не запрещено; само по себе принятие проекта планировки и проекта межевания не может нарушать права заявителей, поскольку дальнейшая реализация этих документов возможна только при наличии определенных условий (л.д. 80-86, 105-110).
Представитель заинтересованного лица Православной местной религиозной организации "Приход храма святых апостолов Петра и Павла на Пискаревском пр. г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербургской Епархии Русской православной Церкви (Московский патриархат)" А.А.Г. в суд явился, возражал против удовлетворения заявления по аналогичным с представителем Правительства Санкт-Петербурга доводам.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Соловьевой В.В., полагавшей акт признанию недействующим с момента вступления в законную силу решения суда, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1273 от 17 августа 2011 года "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной пр. Энтузиастов, Индустриальным пр., пр. Косыгина, ул. Передовиков, в Красногвардейском районе" утвержден проект планировки территории в составе: чертеж планировки территории (красные линии, линии связи) согласно приложению № 1, чертеж планировки территории (линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства) согласно приложению № 2, Положение о размещении объектов капитального строительства, характеристиках планируемого развития территории и характеристиках развития систем транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории согласно приложению № 3; утвержден проект межевания территории в составе: чертеж межевания территории (красные линии, границы зон с особыми условиями использования территории) согласно приложению № 4, чертеж межевания территории (границы застроенных земельных участков, границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства) согласно приложению № 5 (л.д. 243-248).
В Приложениях отражены границы и площадь формируемого земельного участка № 3, планируемого для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства религиозного объекта, встроенной трансформаторной подстанции, встроенной котельной и встроенного подземного гаража, красные линии и границы зоны планируемого размещения указанного объекта капитального строительства.
Постановление опубликовано в издании "Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга" от 12.09.2011 № 34 в порядке, предусмотренном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года № 173 "О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга", и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2011 года № 865 "О Порядке официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" (л.д. 249-253).
Как следует из преамбулы оспариваемого Постановления оно принято в соответствии со статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в целях обеспечения градостроительного развития территории.
В соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно подп. 42 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Аналогичные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности установлены в статье 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В силу статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
На основании пунктов 12, 13 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 28 октября 2009 года № 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной документации на территории Санкт-Петербурга относится принятие решений о подготовке документации по планировке территории Санкт-Петербурга и утверждение документации по планировке территории Санкт-Петербурга.
Порядок подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге утвержден статьей 12 Закона Санкт-Петербурга от 04 февраля 2009 № 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", согласно пункту 6 которой проекты планировки территорий в Санкт-Петербурге и проекты межевания территорий в Санкт-Петербурге, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, законами Санкт-Петербурга и нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга; Правительство Санкт-Петербурга принимает решение об утверждении документации по планировке территории в Санкт-Петербурге с учетом результатов публичных слушаний.
Порядок информирования заинтересованных лиц о проведении публичных слушаний по документации по планировке территории и проведения публичных слушаний регулируется Законом Санкт-Петербурга от 05 июля 2006 № 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге".
Из представленных суду документов следует, что информационное сообщение о проведении публичных слушаний по документации по планировке вышеуказанной территории было опубликовано в газете "Невское время" от 29.03.2011 № 52 (4794) (л.д. 54), на основании положений статьи 6 указанного Закона Санкт-Петербурга до публичных слушаний была организована экспозиция документации (л.д. 176); Администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга 15 апреля 2011 года в соответствии с установленным статьей 7 Закона Санкт-Петербурга от 05.07.2006 г. № 400-61 порядком оформлен протокол обсуждения документации по планировке названной территории (л.д. 176-178); на основании протокола, при наличии дополнительного обращения жителей района, 25 апреля 2011 года подготовлено заключение о результатах публичных слушаний по установленной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2007 № 491 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при организации и проведении публичных слушаний и информировании населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" форме, опубликованное в газете "Невское время" от 04 мая 2011 № 77 (4819) (л.д. 173, 175, 239-241).
Таким образом, информация по материалам проекта планировки и проекта межевания территории доведена до сведения жителей соответствующей территории, информирование населения о предстоящих публичных слушаниях по проекту планировки и проекту межевания территории и их проведение были осуществлены в соответствии с требованиями действующего градостроительного законодательства, оспариваемый правовой акт принят в пределах предоставленных Правительству Санкт-Петербурга полномочий.
Вместе с тем, суд полагает, что указанное Постановление противоречит положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
В статье 2 ГрК РФ установлены принципы градостроительной деятельности, в том числе деятельности по планировке территории, к которым относится обеспечение устойчивого развития территории на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.
В целях создания условий для планировки территории, прав и законных интересов физических и юридических лиц, устойчивого развития территории, сохранения окружающей среды согласно ч. 1 ст. 30 ГрК РФ разрабатываются Правила землепользования и застройки, в составе которых разрабатываются градостроительные регламенты, в которых в отношении земельных участков и объектов капитального строительства указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и(или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст. 41, ст. 45, ч. 2 ст. 63, ч. 3 ст. 8 ГрК РФ органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга обеспечивается подготовка документации по планировке территории на основании правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями градостроительных регламентов.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 16.02.2009 № 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" территория, в отношении которой принято оспариваемое Постановление, расположена в границах территориальных зон ТД1-2, ТРО-2, ТР2, ТУ, на этой территории находится парк "Малиновка", включенный в Перечень территорий зеленых насаждений общего пользования, утвержденный Законом Санкт-Петербурга от 08.10.2007 № 430-85 "О земельных насаждениях общего пользования".
Указанный в Постановлении планируемый к формированию земельный участок № 3 расположен в территориальной зоне ТР2, которая согласно Закону Санкт-Петербурга "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", является зоной рекреационного назначения - зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования, с включением объектов инженерной инфраструктуры, целью выделения указанной зоны является сохранение и обустройство открытых озелененных пространств при их активном использовании.
Согласно ч. 5 ст. 49 Приложения 3 к Закону Санкт-Петербурга "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" для территориальной зоны ТР2 установлены основные виды разрешенного использования, к которым относится размещение парков, и условно-разрешенные виды использования, в том числе для размещения религиозных объектов.
Из содержания оспариваемого Постановления следует, что на указанной территории планируется формирование земельного участка, площадью 2,13 га, планируемого для предоставления для строительства религиозного объекта, встроенной трансформаторной подстанции, встроенной котельной, встроенного подземного гаража с максимальной общей площадью объекта капитального строительства 7162 кв. м.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 7 ст. 49 Приложения 3 к Закону Санкт-Петербурга "Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга" земельные участки условно разрешенных видов использования могут быть сформированы на территории отдельно взятой части территориальной зоны ТР2 в замкнутых границах в пределах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона), если максимальная доля таких участков от площади этой территории не превысит следующих значений: при площади территории до 1 га - 0%; при площади территории от 1 до 5 га - 0,5%; при площади территории от 5 до 20 га - 1%; при площади территории от 20 до 90 га - 3%; при площади территории более 90 га - 10%.
В соответствии с ч. 8 ст. 49 указанного нормативного правового акта, площадь земельного участка, выделяемого для условно-разрешенных видов использования на территории ТР2 в пределах элемента планировочной структуры, не должна превышать следующих значений:
при площади этой территории до 20 га - 0,5%;
при площади этой территории свыше 20 га - 1%.
Как следует из представленных Правительством Санкт-Петербурга документов, площадь территориальной зоны ТР2, в границах которой расположен парк "Малиновка" составляет около 17,35 га (л.д. 128), по сведениям региональной информационной системы "Геоинформационная система Санкт-Петербурга" ориентировочная площадь территориальной зоны ТР-2 в пределах территории, ограниченной пр. Энтузиастов, Индустриальным пр., пр. Косыгина и ул. Передовиков, вычисленная камеральным способом, составляет 15,4 га (л.д.237), то есть запланированное формирование земельного участка для размещения объекта капитального строительства (религиозного объекта) в установленных Постановлением параметрах, значительно превышает допустимые пределы, установленные Законом Санкт-Петербурга "О Правилах землепользования и застройки Санкт Петербурга" для указанной территориальной зоны, определяя возможность формирования земельного участка и возведения объекта капитального строительства в указанных площадях в противоречие целям выделения территориальной зоны ТР2.
Доводы представителей Правительства Санкт-Петербурга о том, что в настоящее время не выдано разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка № 3, в связи с чем Правительство Санкт-Петербурга не должно было принимать во внимание указанные нормы, не могут быть признаны обоснованными, поскольку формирование земельного участка именно для размещения религиозного объекта предусмотрено непосредственно самим Постановлением.
Такое использование земельного участка зафиксировано в кадастровой выписке о земельном участке (л.д. 66-67), указано в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2011 № 332 "О предоставлении земельного участка для строительства религиозного объекта (собор) по адресу: Красногвардейский район, пр. Косыгина, участок 1 (северо-восточнее пересечения с ул. Передовиков)" (л.д. 76-77), и договоре безвозмездного срочного пользования земельным участком, предоставляемым религиозным организациям для проектирования и строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения на срок строительства объектов недвижимости № 07Б-005111 от 21.04.2011 (л.д. 60-74); установленные в оспариваемом правовом акте границы и площадь планируемого к формированию земельного участка, назначение объекта капитального строительства и его максимальная общая площадь зафиксированы в утвержденном на основании оспариваемого Постановления градостроительном плане земельного участка (л.д. 111-121).
Вместе с тем, в соответствии со статьями 41 - 43 ГрК РФ проект планировки территории является документом, устанавливающим на определенной территории зоны размещения и параметры существующих объектов и объектов, строительство которых может быть разрешено, проект межевания территории содержит схему границ существующих земельных участков и земельных участков, формирование которых допустимо; проект планировки территории является основой для формирования градостроительных планов земельных участков, необходимых для получения разрешения на строительство.
Действительно, как правильно указывает представитель Правительства Санкт-Петербурга, решения по планировке территории осуществляются в целях определения возможных вариантов ее использования в будущем с учетом необходимости градостроительного развития конкретной территории, являются основанием для последующего формирования самостоятельных земельных участков, после разрешения соответствующих правовых вопросов.
Вместе с тем следует учитывать, что такая деятельность государственных органов должна быть направлена на выделение именно возможных вариантов использования территории, т.е. таких вариантов, которые допустимы законодательством, планирование территории не должно осуществляться произвольно, а должно учитывать установленную законодательством возможность реализации такого проекта. Установленный же оспариваемым нормативным правовым актом вариант развития территории является недопустимым, поскольку противоречит вышеуказанным нормативным правовым нормам, имеющим большую юридическую силу, предусматривая возможность формирования земельного участка и размещения объекта капитального строительства, превышающих по своим размерам допустимые значения.
При этом доводы Правительства Санкт-Петербурга о том, что отображение в составе документации по планировке территории границ земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, не может осуществляться в границах, отличающихся от сформированных, не могут быть приняты судом, поскольку земельный участок № 3, который не является застроенным, определен в оспариваемом Постановлении именно как формируемый и планируемый для предоставления для строительства религиозного объекта.
Суд не может согласиться и с доводами Правительства Санкт-Петербурга относительно того, что на публичных слушаниях не было высказано возражений относительно параметров планируемого развития территории, поскольку выявление мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности, не исключает обязанности государственных органов при осуществлении деятельности по развитию территории, осуществляемой в виде планировки территории, руководствоваться требованиями нормативных правовых актов, определяющих допустимые параметры такого развития.
Учитывая, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственный, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания, то осуществление такой деятельности в нарушение требований нормативных правовых актов нарушает права населения, в связи с чем суд не может согласиться с доводами Правительства Санкт-Петербурга об отсутствии нарушения прав заявителей оспариваемым Постановлением.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание, что до вынесения судебного решения оспариваемый нормативный правовой акт применялся, порождая правовые последствия, то, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", и правовой позиции, содержащейся в ряде постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, в частности от 27.01.2004 № 1-П, оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию судом недействующим не с указанной заявителями даты, а со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Г.Е.Е., И.А.А., К.С.А., Р.В.А., Щ.Е.Н., Э.М.Н. об оспаривании нормативного правового акта - удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2011 № 1273 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной пр. Энтузиастов, Индустриальным пр., пр. Косыгина, ул. Передовиков, в Красногвардейском районе".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Санкт-Петербургского
городского суда
Е.А.Витушкина
------------------------------------------------------------------
